Доклад по правоприменительной практике Крымского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок за 2021 год
17 марта 2022, 19:30
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика Крымского УФАС России

по контролю за соблюдением законодательства

в сфере закупок за 2021 год

 

1. Контроль за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

 

В пределах своих полномочий Крымское УФАС России осуществляет деятельность, направленную на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации данной деятельности Крымское УФАС России проводит рассмотрение жалоб участников закупки по факту нарушения Закона о контрактной системе, обращений государственных и муниципальных заказников по вопросу включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении поставщиков, подрядчиков и исполнителей, проводит внеплановые проверки соблюдения субъектами контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В 2021 году поступило 1221 жалобы на нарушение Закона о контрактной системе: 269 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 689 жалоб при проведении закупок субъековыми заказчиками, 263 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 319 жалобы (подача жалоб за пределами срока обжалования; на лиц, не являющихся субъектами контроля Крымского УФАС России; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде),

- 125 жалоб отозвано заявителями,

- 417 жалоб признано необоснованными (в 2020 году – 443 жалоб),

- 361 жалоб обоснованными (в 2020 – 587 жалобы).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении закупок были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, ремонта, здравоохранения, охраны.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики не могут обосновать потребность в устанавливаемых в документации о закупке характеристиках;

- устанавливаются невыполнимые сроки для выполнения работ;

- после вступления в силу изменений в Закон о контрактной системе многие заказчики продолжают указывать требования в соответствии с отмененными редакциями Закона, что является нарушением норм действующего законодательства;

- не устанавливаются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, членство в СРО);

- не даются разъяснения по запросам о даче разъяснений положений документации о закупке, либо даются ответы не по сути задаваемых вопросов;

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 299 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

Проведено 112 внеплановых проверок, по итогам, проведения которых были выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Выдано 52 предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Основная часть нарушений была допущена при формировании документации о закупках:

- прописываются излишние требования к товарам, которые не обусловлены потребностями Заказчика;

- неприменение типовых контрактов;

- несоответствие информации, указываемой в извещении о закупках, информации, указываемой в документации о закупках.

Стоит отметить, что также нарушения допущены при рассмотрении заявок участников закупок и определении победителей (поставщиков, подрядчиков) комиссией Заказчика.

Кроме этого, одним из направлений деятельности Крымского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2021 году в Крымское УФАС России поступило 607 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году 655 обращений), по результатам рассмотрения, которых принято 453 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Управлением в 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок вынесено 1 169 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году вынесено 1 720 постановлений). Величина наложенных Крымским УФАС России штрафов составила 17 831,24 руб., сумма уплаченных штрафов составляет 14 361,81 руб.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Крымское УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

 

2. Контроль за соблюдением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.

Еще одним направлением деятельности Крымского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2021 году поступило 239 жалоб:

- возвращено 52 жалоб,

- отозвано 23 жалобы,

- необоснованными было признано 104 жалоб,

- обоснованными - 44 жалобы.

Выдано 32 предписаний об устранении нарушений Закона о закупках – все предписания исполнены.

Наиболее частым нарушением, выявляемым Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, является составление документации о закупке с нарушением законодательства: не установлена потребность Заказчика в характеристиках закупаемого товара.

 

Наверх