Доклад по правоприменительной практике Крымского УФАС России
06 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по

правоприменительной практике

Крымского УФАС России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

В сфере контроля естественных монополий и на товарных рынках

 

Рассмотрение  заявлений граждан об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом их интересов.

       С момента вступления в силу 05.01.2016 г. новой редакции части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» антимонопольным органом не рассматриваются заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей и подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для рассмотрения в соответствии с компетенцией.

Рассмотрение заявлений граждан:

       -об ущемлении доминирующим положением хозяйствующим субъектом их интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, находятся в компетенции Роспотребнадзора (Межрегионального управления Федеральной службы  по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу  федерального значения Севастополю);

        -связанных с нарушением правил предоставления коммунальных услуг – компетенция Инспекции по жилищному надзору  по Республике Крым;

        - с ущемлением интересов граждан страховыми организациями - Отделение Центрального банка Российской Федерации по Республике Крым

                                             Рынок портовых услуг.

 

         Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю уделяется пристальное  внимание деятельности  хозяйствующих субъектов на рынке портовых услуг в Республике  Крым, особенно, услуг по перевозке пассажиров, грузов, автотранспортных средств через Керченскую паромную переправу. Крымским УФАС совместно с  ФАС России в отношении Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севастопольский морской порт» " и ГУП РК «Крымские морские порты» в 2017 г. проведены внеплановые контрольные мероприятия, целью и задачей которых является  проверка финансово – экономической деятельности ГУП РК «КМП» в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности регулируемых видов деятельности за 2015, 2016 г.г.

        В рамках осуществления полномочий по государственному надзору за             соблюдением антимонопольного  законодательства  Крымским УФАС выявлен факт передачи ГУП РК «Крымские морские порты», находящегося в государственной собственности Республики Крым, имущества в аренду ООО «Морская Дирекция» без проведения конкурса на право заключения договора  аренды: переход права пользования государственным имуществом был осуществлен в рамках договора осуществления услуг по стоянке и формированию партий транспортных средств.

       В результате указанных действий ГУП РК «Крымские морские порты» теряет значительные материальные средства в виде недополученной прибыли, что как следствие влияет на стоимость предоставляемых портовых услуг, которая значительно выше, чем в других портах Азово-Черноморского бассейна. В настоящее время Управлением рассматривается вопрос возбуждения дела по признакам нарушения ГУП РК «Крымские морские   порты»  Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

          В то же время в действиях Министерства транспорта и Министерства имущественных и земельных отношений  Республики Крым установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст.15 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отсутствии контроля за  распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым. В адрес вышеуказанных министерств  направлены предупреждения.

 

                                        Телекоммуникационные услуги.

 

          По факту рассмотрения обращений ООО «Телерадиокомпания «Ялта»            индивидуальных предпринимателей города Евпатории, Ассоциации «Развитие отрасли связи и телерадиовещания Крыма» (на сегодняшний день в Ассоциацию входит 45 операторов связи) по вопросу повышения стоимости услуги предоставления ГУП РК «Крымтелеком» в пользование места в кабельной канализации электросвязи,  приказом Крымского УФАС было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства  ГУП РК «Крымтелеком» пункта 1 части 1 ст. 10 ФЗ-135 «О защите  конкуренции», по итогам рассмотрения которого Комиссией Крымского УФАС принято решение о признании Государственного  унитарного предприятия Республики Крым «Крымтелеком»   нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению в пользование линейно-кабельных сооружений связи  кабельной канализации  для размещения кабеля связи  в виде установления с 01.05.2015 монопольно высокой цены на услугу по предоставлению в                       пользование места в кабельной канализации  за 1 кан/км в месяц.                          Государственному  унитарному предприятию Республики Крым                               «Крымтелеком» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Решение                          обжаловано. Решением апелляционной и кассационной инстанций решение Крымского УФАС России по указанному выше делу оставлено в силе.

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю из Федеральной антимонопольной службы России поступили заявления ООО «Крымская телефонная компания» и ООО «Евпаторийские телекоммуникации» на действия Государственного унитарного предприятия Республики Крым  «Крымтелеком» по прекращению пропуска через свою сеть связи трафика сети связи заявителей .

            В ходе рассмотрения заявлений  в действиях ГУП РК «Крымтелеком» по взиманию платы за услуги присоединения сетей местной телефонной связи, которые фактически ГУП РК «Крымтелеком» не оказывались, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «159-ФЗ «О защите   конкуренции», в виде  навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для  него и прямо не предусмотренных федеральными  законами,  нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами  федеральных  органов исполнительной власти.

В адрес ГУП РК «Крымтелеком» вынесено предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. ГУП РК «Крымтелеком» обжаловало указанное Предупреждение в судебном порядке. В настоящее время вопрос находится на разрешении в суде.

                                        

Картельный сговор

 

        Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках по поручению ФАС России  проводится еженедельный мониторинг цен на    бензин и дизельное топливо, ежеквартальный анализ ситуации на рынках    розничной и мелкооптовой  автомобильного бензина и дизельного   топлива. На основании полученных данных был зафиксирован факт одновременного повышения розничных цен на АЗС Республики Крым на бензин марок А-92, А-95 и дизельное топливо.

         По результатам рассмотрения возбужденного  в отношении ООО «Крымойл», ООО «Ритэйл-юг», ООО «Кедр», ООО «Торговый дом «ТЭС», АО «Компания Нефтетрейдинг» дела в июне 2016г. Комиссией Крымского УФАС было принято решение о признании указанных действий нарушением п. 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание. По результатам рассмотрения  дел об административном правонарушении вышеназванные субъекты хозяйственной деятельности привлечены  к административной ответственности и  на них наложены штрафные санкции в размере 129 миллионов рублей.

        Решение и предписание по делу обжаловано ответчиками в судебном порядке.

        Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017г. решение комиссии Крымского УФАС России оставлено в силе.

Аналогичный факт одновременного повышения розничных цен зафиксирован и  на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа.  По результатам рассмотрения возбужденного дело в отношении ООО «Кедр», ООО «Торговый дом «ТЭС», АО «Компания Нефтетрейдинг», ООО «Альянс-Газ» в октябре прошлого года Комиссией Крымского УФАС было  принято решение о признании указанных действий нарушением п. 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите    конкуренции».  По результатам принятого решения субъекты хозяйствования привлечены к административной ответственности и наложения штрафных санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сфере контроля рекламы и органов власти

 

      Основные проблемные вопросы в указанной сфере:

 

  1. Отсутствие в ряде  муниципальных образованиях разработанных схем размещения рекламных конструкций (администрации Белогорского, Кировского р-нов, г. Феодосии, администрация Симферопольского р-на - частично).
  2. Проведение конкурсов по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей в границах муниципальных  образований (г. Керчь, г. Ялта, г. Алушта, г. Феодосия, г. Евпатория). Муниципалитеты при проведении конкурса принимая постановления и утверждая критерии  оценки поданных заявок руководствовались  методическими рекомендациями Совета министров Республики Крым. Данные рекомендации требуют доработки – отсутствует прозрачность критериев оценки, нарушаются нормы ч. 1 ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», и  могут  привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, путем необоснованного отклонения участников от возможности участия в торгах на конкурентной основе.

      Требования,  установленные муниципалитетами в положениях о порядке проведения конкурса, о предоставлении документов, позволяющих оценить заявку по установленным критериям, являются зачастую избыточными и имеют своим результатом необоснованное отстранение потенциальных участников от участия в конкурсе.

      В соответствии с ч. 1 ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

      Перечень запрещенных действий является открытым. Соответственно, антиконкурентными действиями в контексте упомянутой нормы права могут быть признаны любые действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

  1. Переоформление договоров аренды земельных участков.

      Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных и земельных отношений могут быть установлены нормативно-правовыми актами Республики Крым.

      В соответствии с пунктами 8, 13-15, 17 статьи 3 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» № 38-3PK от 30.07.2014 г., условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в собственность юридическим и физическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации устанавливается соответствующим нормативно – правовым актом Совета министров Республики Крым.

Во исполнение указанной нормы Закона об имущественных отношениях, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» был утвержден порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками. Переоформление путём заключения договоров аренды в отношении земельных участков, предоставленных в пользование, аренду юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года.

Таким образом, Советом министров Республики Крым реализовало, данное Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ право особого регулирования имущественных, градостроительных, земельных и кадастровых отношений путем принятия вышеуказанного порядка переоформления.

Порядком  переоформления установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

Органами местного самоуправления на местах не выполняются требования порядка переоформления прав аренды земельных участков, в результате чего освоение участков затягивается на неопределенный срок. Имеют место отказы в переоформлении прав аренды земельных участков по основаниям не предусмотренных порядком. В настоящее время Крымским УФАС рассматривается ряд жалоб по данному нарушению.

 

  1. Торги по рыбопромысловым участкам. Организатор торгов – Министерство сельского хозяйства РК.

Торги проведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора».

Жалоба участников рынка на действия организатора по факту необоснованного отклонения по причине не представления документов, подтверждающих наличие у заявителя права собственности или аренды на рыбоперерабатывающий завод, а также недостоверно указанных сведений о средней численности работников.

       Организатор пояснил, что не может отойти от требований установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264, поскольку каких – либо исключений для Республики Крым не предусмотрено. Однако, при предоставлении заявок участники и организатор столкнулись с рядом сложностей. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 264 участник торгов должен представить информацию о средней численности работников, каждый из которых работает у заявителя в течение 4 лет, предшествующих году проведения конкурса, имеет общий стаж работы у заявителя не менее 12 месяцев, зарегистрирован в муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории, которого расположен или к территории, которого прилегает рыбопромысловый участок. (период 2013-2016 г.г.).

      Участники подавали заявки с требуемой информацией за 2013-2016 г.г. Организатор торгов направил в адрес ФНС соответствующий  запрос для подтверждения сведений о стаже работников (требование постановления), в 2014, 2015, 2016 г.г. по участникам, подавшим заявки на  конкурс  на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах Республики Крым.

ФНС, предоставила запрашиваемую информацию за период 2015-2016 г.г. и сообщила  об отсутствии запрашиваемых сведений за 2014 год.

 

                             Рассматриваемые дела

 

  1. 09.01.2017 г. возбуждено дело в отношении администрации г. Евпатории в связи с наделением хозяйствующего субъекта - МУП «МО «Комбинат благоустройства» функциями и полномочиями  органа местного самоуправления по содержанию мест захоронений,  а также в связи с передачей  кладбищ городского округа Евпатория Республики Крым в ведение данного хозяйствующего субъекта, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 1 и ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела завершено 23.06.2017 г. Решением Крымского УФАС России действия  администрации г. Евпатории признаны нарушением, выдано предписание об устранении нарушения закона.

  1. 14.04.2017 г. возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в отношении МКУ «Береговая сельская администрация Администрации города Феодосии Республики Крым», в связи с нарушением порядка проведения торгов, а именно порядка определения победителя торгов, при проведении  25.05.2016 г. конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжей общего пользования на территории села Береговое, находящихся в муниципальной собственности города Феодосия и заключение договоров на благоустройство пляжей,   что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         3.  07.03.2017 г. возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «ОЛИС ЛТД» (Краснодарский Край) по факту реализации на территории Республики Крым майонезной продукции с использованием упаковки схожей до степени смешения  с внешним видом и цветовой гаммой упаковки  товара, реализуемого ООО «ОАЗИС» в тех же географических границах, что содержит признаки нарушения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), в виде копирования или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и его товар.

4.  Возбуждено дело 31.03.2017 г. по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Крымской таможни в связи с установлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований, при предоставлении государственной услуги. 31.03.2017 в отношении Крымской таможни принято решение, которым ее действия признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»,  в связи с установлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований при предоставлении государственной услуги по включению в реестр владельцев складов временного хранения, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. На основании решения Крымской таможне выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое было исполнено.

 

Выданные предупреждения

 

Отделом контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России за 8 месяцев 2017 г. выдано органам власти 17 предупреждений о прекращении действий (бездействия) содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

  1. 23.06.2016 г. муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым «Ритуал» в адрес начальника управления МВД России по городу Ялте направлено письмо из которого следует, что при ООО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ялтинская похоронная компания» создана круглосуточная служба перевозки тел умерших (погибших) с места смерти в морги судебно-медицинской экспертизы и лечебных учреждений, в связи с чем в целях обеспечения бесперебойной работы по перевозке тел умерших (погибших) в органы судебно-медицинской экспертизы, МБУ «Ритуал» просит оказать помощь в организации взаимодействия подведомственных управлению МВД России по городу Ялте служб. Также в данном письме указан круглосуточный контактный телефон диспетчера службы перевозки тел умерших (погибших) ООО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ялтинская похоронная компания».

21.04.2017 г. «МБУ «Ритуал» выдано предупреждение об устранении признаков нарушения п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с предоставлением преимуществ хозяйствующему субъекту при осуществлении предпринимательской деятельности, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем предоставления информации в приоритетном порядке и необоснованного препятствования деятельности хозяйствующими субъектами на аналогичном товарном рынке.

2.  Начальником Управления МВД России по г. Ялте в адрес ОП № 1 «Алупкинский», ОП № 2 «Ливадийский», ОП № 3 «Массандровский», ОП № 4 (дислокация ПГТ Гурзуф) направлены письма, содержащие указание о необходимости информирования диспетчерской службы ООО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ялтинская похоронная компания» о фактах смерти (гибели) и необходимости транспортировки тела. В соответствии с указанным письмом, информация изложенная в нем,  должна быть доведена до личного состава под роспись.

Управлению  МВД России по г. Ялте выдано предупреждение об устранении признаков нарушения п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с предоставлением преимуществ хозяйствующему субъекту при осуществлении предпринимательской деятельности, что  приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем предоставления информации в приоритетном порядке и необоснованного препятствования деятельности хозяйствующими субъектами на аналогичном товарном рынке. Предупреждения Крымского УФАС России выполнены в полном объеме.

  1. Министерству образования, науки и молодежи   Республики Крым выдано предупреждение об устранении  признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с формированием и направлением  письмом реестра организаций недобросовестно  выполнявших строительные (ремонтные) работы, при отсутствии законных оснований для формирования такого реестра и присвоения статуса недобросовестной организации, что необоснованно ограничило количество участников рынка ремонтных (строительных) работ и может привести  к ограничению конкуренции. Предупреждение Крымского УФАС России выполнено в полном объеме
  2. Выдано предупреждения Министерству курортов и туризма Республики Крым,  в связи с наличием  признаков нарушения части 1 статьи 15 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с размещением на сайте не полной информации об организациях,  имеющих разрешение на проведение водолазных работ на водных объектах Республики Крым, в соответствии с требованиями межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 апреля 2007г. № 269, чем необоснованно ограничило количество участников рынка водолазных работ. Предупреждение Крымского УФАС России выполнено в полном объеме.
  3.  Выдано предупреждение ГУ МЧС  по  Республике Крым,  об устранении признаков нарушения ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с введением хозяйствующего субъекта в заблуждение в отношении организаций, осуществляющих установку и подключение систем передачи извещений о пожарах, а также в наделении хозяйствующих субъектов функциями по подключению сигналов о пожаре к пультам подразделений пожарной охраны и по установке соответствующего оборудования в пожарно-спасательных частях, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Предупреждение Крымского УФАС России выполнено в полном объеме
  4.  Выдано предупреждение администрации города Ялты Республики Крым в связи с  наличием в действиях администрации города Ялты Республики Крым признаков нарушения п. 2  ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа хозяйствующему субъекту в предоставлении в аренду, в порядке  переоформления прав на земельный участок, что является необоснованным препятствием со стороны органов власти местного самоуправления  при осуществлении деятельности и реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующим субъектом, и приводит либо может привести  к ограничению, устранению конкуренции путем отказа хозяйствующего субъекта от самостоятельных действий на соответствующем товарном рынке, либо устранением данного субъекта с рынка. Предупреждение не исполнено, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
  5.  Выдано предупреждение Министерству образования науки и молодежи   Республики Крым в связи с наличием  признаков нарушения части 1 статьи 15 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в направлении Министерством руководителям органов управления образованием муниципальных образований Республики Крым и руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, письма с информацией о конкретном хозяйствующем субъекте осуществляющим деятельность на рынке предоставления услуг по обучению педагогических работников навыкам оказания первой помощи, что  создает преимущества для коммерческой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта – частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр специальной подготовки  «Дубровник», и привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по обучению педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Предупреждение Крымского УФАС России выполнено в полном объеме
  6.  Выдано предупреждение ГУ МЧС  по  Республике Крым об устранении признаков нарушения п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с введении органов исполнительной власти Республики Крым в заблуждение в отношении организаций, осуществляющих установку и подключение систем передачи извещений о пожарах, а также  в установлении для приобретателей товаров (образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т.п.) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары  (подключение сигналов о пожаре к пультам подразделений пожарной охраны), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Предупреждение Крымского УФАС России выполнено в полном объеме
  7.  Выдано предупреждение администрации города Красноперекопска  Республики Крым об устранении признаков нарушения ч.1 ст.15 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту принятия администрацией постановления по определению организаторов ярмарок в 2016, 2017 г.г. на без конкурсной основе. Администрацией создавались  преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности определенным субъектам хозяйствования, действующим на рынке организации ярмарочных мероприятий,  что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. До настоящего времени предупреждение не исполнено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя

За отчетный период завершено рассмотрение следующих наиболее резонансных дел о нарушении антимонопольного законодательства:

 

В отношении органов власти.

05 июня 2017 года рассмотрено дело в отношении Департамента городского хозяйства города Севастополя, допустившего нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не опубликовании конкурсной документации, на основании которой должен проводится конкурс и в которой устанавливаются все требования необходимые для проведения указанного конкурса, а именно требования к участникам, требования к составлению заявок на участие в конкурсе, описание объекта конкурса и порядок оценки заявок с целью выявления лучшего предложения среди участников, вследствие чего, на участие в конкурсе была подана только одна заявка и договор был заключен с  единственным участником - Государственным унитарным предприятием Севастополя «Севастопольский автодор», что привело к ограничению и устранению конкуренции при проведении конкурса.

 

В отношении государственных учреждений.

Решением от 06 февраля 2017 года в действиях Государственного казенного учреждения «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» было установлено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», допущенное при проведении открытого конкурса на выполнение работ по устройству детских игровых площадок, выразившееся в предъявлении к участникам закупки требований, несоответствующих действующему законодательству, что привело к тому, что на участие в конкурсе по 46 лотам подано лишь по одной заявке от одного и того же участника, которые были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и заказчиком с данным участником, заключены соответствующие договора.

16 марта 2017 года рассмотрением дела установлено, что  Государственным казенным учреждением культуры «ДК Севастопольский» в период с 04 августа по 18 ноября 2015 года, намеренным дроблением предмета закупки и заключением нескольких договоров с одним и тем же предметом контракта, с одним и тем же хозяйствующим субъектом, каждый на сумму до 400000 рублей, но на общую сумму, превышающую 400000 рублей, искусственно создало псевдо возможность заключения договоров на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, созданию преимуществ отдельному участнику закупки, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

 

В отношении государственных предприятий.

19 мая 2017 года в ходе рассмотрения дела установлено, что Федеральным  государственным унитарным предприятием «Росморпорт» в период времени с 05 февраля 2015 года по 18 ноября 2015 года при покупке офисных помещений, расположенных по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, д. 3 для работников Севастопольского филиала ФГУП «Росморпорт» совершены действия, направленные на ограничение конкуренции и координацию деятельности ООО «Эфармон», при его участии в запросе котировок цен. Предприятие заключило соглашение с ООО «Эфармон», что привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО «Эфармон». Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» совершило нарушение части 1 статьи 17, пунктов 1, 2 части 1 статьи 17  135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В 2017 году, в порядке статьи 39.1 135-ФЗ «О защите конкуренции» выданы предупреждения:

 

Департаменту образования города Севастополя.

По фактам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в утверждении технического задания для проведения образовательными учреждениями города Севастополя закупочных процедур на поставку средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ.

По результатам исполнения указанного Предупреждения Департамент образования города Севастополя прекратил противоправное поведение.

 

Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

По факту действий Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выдаче разрешения на использование земельного участка хозяйствующему субъекту с нарушением законодательства Российской Федерации.

 

Департаменту архитектуры и градостроительства.

По факту бездействия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии в части невыполнения обязанности по выдаче предписаний о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, а также невыполнении обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, наличие которых было установлено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.

 

Государственному унитарному предприятию Севастополя «Севастополь Телеком».

По факту действий Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастополь Телеком», по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие которых было установлено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.

 

Федеральному казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Севастополю».

По признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в извещении хозяйствующих субъектов: ГБУЗС «Севастопольская городская больница №9», ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница», ООО «Территория Безопасности Крым» о проведении работ по техническому подключению оборудования по передаче извещений о пожаре без участия персонала объектов защиты (в автоматическом режиме) только двумя организациями - региональным отде­лением общероссийской общественной организации «Всероссийское добро­вольное пожарное общество» и Севастопольским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей».

Во исполнении поручений Правительства Российской Федерации и ФАС России, проводятся мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования в сфере осуществления торговой деятельности в торговых сетях. 

Как установлено в ходе проведения проверок на территории полуострова осуществляют деятельность более 20 основных торговых сетей, которые имеют 579 торговых объектов. Суммарный оборот которых составляет 5 138 499 447 012,00 рублей.

Проведенными проверками было установлено, что некоторые торговые сети своевременно не предприняли мер к соблюдению требований Закона о торговле, размещении информации для поставщиков на собственных сайтах.

Установлены также случаи включения в договора поставки товаров запрещенных Законом о торговле условий, таких как:

  • возмещении расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары;
  • возмещении расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока;
  • установлении запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования;
  • навязывании в договоре поставки невыгодных условий контрагенту.

В настоящее время по фактам выявленных нарушений составлены акты проверок, торговые сети осуществляют подготовку возражений на них и решается вопрос о возбуждении соответствующих дел о нарушении Закона о торговле.

Всего по результатам проверок выявлено 36 признаков нарушений  требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", среди которых установлены следующие типовые нарушения:

  1. части 1 статьи 9 Закона о торговле, что выразилось в отсутствии доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
  2. пункта 4 части 13 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся во включении в договор поставки условий о возмещении расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров
  3. части 10 статьи 9 Закона о торговле, в части установления запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования
  4. пункт 4 части 1 статьи 13 Закона о торговле, что выразилось в навязывании в договоре поставки невыгодных условий контрагенту.

Возбуждено 16 административных дел по признакам нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ за не размещение информации об условиях доступа в сеть.

После начала проведения проверок практически все участники  рынка начали приводить в соответствие с Законом о торговле свои договора, а также разместили информацию об условиях входа в сеть на сайтах.

        

 

 

В сфере контроля закупок

В отчетный период Крымским УФАС России осуществлено 2130 контрольных мероприятий:

- рассмотрено 1753 жалоб о нарушении законодательства о закупках, в том числе:

- 125 жалоб по соблюдению законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (ФГУП, ГУП, МУП и т.д.), из которых 60 жалоб признаны обоснованными. При этом выдано 49 предписаний по жалобам.

Рассмотрено 1628 жалоб по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, из которых:

- 556 жалоб признаны обоснованными.

- в 775 закупках установлены нарушения (т.е.
556 – при которых жалобы признаны обоснованными и 219 — при которых жалобы признанными необоснованными, но в ходе внеплановых проверок установлены нарушения);

- выдано 537 предписаний по жалобам (как обоснованным, так и необоснованным), по состоянию на 30.06.2017 — 92% предписаний выполнены;

- выявлено 2156 нарушений;

- проведено 45 внеплановых проверок по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, из которых:

- в 53 закупках установлено 84 нарушения;

- выдано 28 предписаний по результатам проверок (по состоянию на 30.06.2017 — все предписания выполнены);

- рассмотрено 210 уведомлений по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в основном: закупки услуг спецсвязи, охраны, медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в энергоснабжении, — установлено 1 нарушение;

- рассмотрено 2 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- рассмотрено 54 обращения о включении сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), из которых внесена информация в отношении

29 хозяйствующих субъектов (по состоянию на 30.06.2017);

- рассмотрено 66 дел об административных правонарушениях, в частности:

- 11 дел о нарушении в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

- 55 дел — в сфере контрактной системы.

Наиболее частыми нарушениями, совершаемыми заказчиками, являются:

- составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Во первых, в проектах контрактов заказчики не указывают требования постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». Во-вторых, заказчики не надлежаще указывают в проектах контрактов размеры штрафов и пени, подлежащих уплате сторонами при невыполнении отдельных условий контракта или контракта в целом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. №1063». В-третьих, заказчиком в проекте контракта не определяется порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, имеющий отличия от аналогичных норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В-четвертых, в документации о закупке устанавливаются ограничения, которые приводят к поставке определенного товара, или выполнения работ, оказания услуг ограниченным кругом участников;

- включение в документацию необоснованных условий к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам или к самим участникам. Например, заказчики при составлении технического задания на выполнение ремонтно-строительных работ включают в такие задания, требования о поставке участниками большого перечня товаров в узком диапазоне технических характеристик таких товаров. При этом в обоснование соответствия поставляемых товаров определенным показателям или характеристикам указывается перечень ГОСТов, СНИПов, гигиенических требований. Такие технические задания становятся громоздкими, имеющими множество отсылочных норм. В итоге данные документы вызывают только трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки. В иных случая наблюдается пренебрежение заказчиками к нормам, определяющих требования к участникам. Например, при проведении электронных аукционов некоторые заказчики необоснованно предъявляют требования о соответствии участника определенным квалификационным требованиям (наличие персонала, финансовых или материальных ресурсов, т.п.);

- действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке;

- действия заказчиков направленные на признание электронных аукционов несостоявшимися и проведения запроса предложений (сокращаются сроки подготовки заявок на участие в закупке, возможность заказчика «манипулировать» критериями оценки заявок участников закупки).

 

 

 

Наверх