Доклад правоприменительной практики в сфере соблюдения АМЗ
28 июля 2020, 10:00
Тип документа:
Доклады

Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России в 2019 году рассмотрено 845 жалоб. Из них 312 жалоб на действия (бездействие) ГУП РК «Крымэнерго».

Наиболее распространенным нарушением является превышение субъектом естественных монополий ГУП РК «Крымэнерго» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется правилами, в случае с ГУП РК «Крымэнерго» - Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в рамках своих полномочий и в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ответственность за нарушение Правил, предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России за 2019 год возбуждено 312 административных производств. Из них 288 дел в отношении ГУП РК «Крымэнерго» по статьи 9.21 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел вынесено постановлений о наложении штрафа на общую сумму – 45 100 000 рублей.

В качестве не менее значимого нарушения следует выделить согласованные действия хозяйствующих субъектов – конкурентов, приводящих к установлению или поддержанию цен (тарифов). Крымским УФАС России в 2018 по результатам рассмотрения информации, предоставленной Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым, на действия перевозчиков на междугородних маршрутах «Симферополь-Ялта-Симферополь» и «Симферополь-Джанкой-Симферополь» возбуждены дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). По результатам рассмотрения дел Комиссией Крымского УФАС России были вынесены решения о признании ряда перевозчиков нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, и выдаче предписаний о прекращении и недопущении повторения ограничивающих конкуренцию согласованных действий, приводящих к установлению или поддержанию цен (тарифов) на маршруте «Симферополь-Ялта-Симферополь» и «Симферополь-Джанкой-Симферополь». Решением Арбитражный суд Республики Крым засилил позицию Крымского УФАС России о недопущении согласованных действий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Следует отметить, что в отчетном периоде поступали жалобы о повышении цен на моторное топливо. Крымским УФАС России в целях обеспечения стабильной ситуации на рынке нефтепродуктов проводятся ежедневный и еженедельный мониторинги оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

По результатам проведения ежедневного мониторинга цен на розничную реализацию бензина и дизельного топлива Крымским УФАС России принято решение по факту нарушения Автозаправочной станцией «Компания развитие сервис» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на моторное топливо.

В 2019 году отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России проводлся анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках:

-рынок электрической энергии;

-рынок теплоснабжения;

-рынок оказания услуг информационного взаимодействия между водителями такси и пассажирами (агрегаторы такси);

-рынок услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;

-рынок услуг регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам;

-рынок услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам;

-рынок услуг регулярных автобусных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам.

Крымским УФАС России в отчетном периоде проводились:

- проверка хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками куриного яйца, на предмет нарушения антимонопольного законодательства;

-проверка хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками мяса кур, на предмет нарушения антимонопольного законодательства;

-мониторинг цен на пользовательское оборудование для приема цифрового телевидения;

Кроме вышеизложенного, к наиболее частым нарушениям в рассматриваемом периоде можно отнести:

- действия АЗС по повышению и поддержанию монопольно высокой цены на моторное топливо;

- несоблюдение сроков выдачи проекта договора и технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям;

- введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

 

Наверх