Доклад правоприменительной практики в сфере соблюдения антимонопольного законодательства Крымского УФАС Россси в 2022 году
18 марта 2022, 13:36
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика Крымского УФАС России

по контролю за соблюдением законодательства

в сфере закупок за 2021 год

 

1. Контроль за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

 

В пределах своих полномочий Крымское УФАС России осуществляет деятельность, направленную на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации данной деятельности Крымское УФАС России проводит рассмотрение жалоб участников закупки по факту нарушения Закона о контрактной системе, обращений государственных и муниципальных заказников по вопросу включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении поставщиков, подрядчиков и исполнителей, проводит внеплановые проверки соблюдения субъектами контроля законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В 2021 году поступило 1221 жалобы на нарушение Закона о контрактной системе: 269 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 689 жалоб при проведении закупок субъековыми заказчиками, 263 жалобы при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 319 жалобы (подача жалоб за пределами срока обжалования; на лиц, не являющихся субъектами контроля Крымского УФАС России; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде),

- 125 жалоб отозвано заявителями,

- 417 жалоб признано необоснованными (в 2020 году – 443 жалоб),

- 361 жалоб обоснованными (в 2020 – 587 жалобы).

При рассмотрении жалоб выявлено, что при проведении закупок были допущены нарушения Закона о контрактной системе. Большая часть нарушений была связана с закупками в сферах: строительства, ремонта, здравоохранения, охраны.

Типичные нарушения, допускаемые субъектами контроля в отчетный период:

- заказчики не могут обосновать потребность в устанавливаемых в документации о закупке характеристиках;

- устанавливаются невыполнимые сроки для выполнения работ;

- после вступления в силу изменений в Закон о контрактной системе многие заказчики продолжают указывать требования в соответствии с отмененными редакциями Закона, что является нарушением норм действующего законодательства;

- не устанавливаются единые требования к участникам закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (лицензия, членство в СРО);

- не даются разъяснения по запросам о даче разъяснений положений документации о закупке, либо даются ответы не по сути задаваемых вопросов;

- незаконный отказ участникам закупок в допуске к участию в торгах.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 299 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

Проведено 112 внеплановых проверок, по итогам, проведения которых были выявлены нарушения Закона о контрактной системе. Выдано 52 предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Основная часть нарушений была допущена при формировании документации о закупках:

- прописываются излишние требования к товарам, которые не обусловлены потребностями Заказчика;

- неприменение типовых контрактов;

- несоответствие информации, указываемой в извещении о закупках, информации, указываемой в документации о закупках.

Стоит отметить, что также нарушения допущены при рассмотрении заявок участников закупок и определении победителей (поставщиков, подрядчиков) комиссией Заказчика.

Кроме этого, одним из направлений деятельности Крымского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2021 году в Крымское УФАС России поступило 607 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году 655 обращений), по результатам рассмотрения, которых принято 453 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Управлением в 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок вынесено 1 169 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году вынесено 1 720 постановлений). Величина наложенных Крымским УФАС России штрафов составила 17 831,24 руб., сумма уплаченных штрафов составляет 14 361,81 руб.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Крымское УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

- изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

 

2. Контроль за соблюдением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.

Еще одним направлением деятельности Крымского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2021 году поступило 239 жалоб:

- возвращено 52 жалоб,

- отозвано 23 жалобы,

- необоснованными было признано 104 жалоб,

- обоснованными - 44 жалобы.

Выдано 32 предписаний об устранении нарушений Закона о закупках – все предписания исполнены.

Наиболее частым нарушением, выявляемым Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, является составление документации о закупке с нарушением законодательства: не установлена потребность Заказчика в характеристиках закупаемого товара.

Правоприменительная практика в сфере соблюдения АМЗ

в 2021 году

 

Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России в 2021 году рассмотрено 1435 жалоб.

Наиболее распространенным нарушением является нарушение субъектом естественных монополий ГУП РК «Крымэнерго» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Также к наиболее частым нарушениям в рассматриваемом периоде можно отнести:

- несоблюдение сроков выдачи документов по технологическому присоединению к электрическим сетям;

- нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (отключение от электроэнергии).

 

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется правилами, в случае с ГУП РК «Крымэнерго» - Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в рамках своих полномочий и в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ответственность за нарушение указанных Правил предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

 

Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России за 2021 года возбуждено 762 административных производства, из них 553 дела в отношении ГУП РК «Крымэнерго» по статьи 9.21 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел вынесено постановлений о назначении административного наказания на общую сумму – 229 455 000 рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. В 2021 году сеть АЗС «Атан» признана виновной и привлечена к административной ответственности по данному факту. Также в отношении сети АЗС «ТЭС» возбуждено 3 дела по аналогичным обстоятельствам, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

Следует отметить нарушение ГУП РК «Крымские морские порты» в лице Ялтинского торгового порта, который в летний сезон не допускал отдельных судовладельцев к портопункту «Ласточкино гнездо». По результатам вмешательства Крымского УФАС России ГУП РК «Крымские морские порты» устранили данное правонарушение.

 

В 2021 году отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России проводились анализы состояния конкуренции на следующих товарных рынках:

- электроснабжение;

- теплоснабжение;

- обращение с твердыми коммунальными отходами;

- розничная реализация бензина и дизельного топлива;

- оказание услуг по управлению многоквартирными домами;

- оказание услуг технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- предоставление доступа к интернету;

- реализация продовольственных товаров.

 

Правоприменительная практика Севастопольского отдела Крымского УФАС России

по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок за 2021 год

В 2021 году поступило 107 жалоб на нарушение Закона о контрактной системе: 17 жалоб при проведении закупок федеральными заказчиками, 83 жалобы при проведении закупок субъектовыми заказчиками, 7 жалоб при проведении закупок муниципальными заказчиками.

Из них:

- возвращено 14 жалобы (подача жалоб за пределами срока обжалования; отсутствие электронной подписи в жалобах, поданных в электронном виде),

- 9 жалоб отозвано заявителями,

- 63 жалобы признано необоснованными (в 2020 году – 443 жалоб),

- 21 жалоба обоснованными (в 2020 – 587 жалобы).

По результатам рассмотрения жалоб выдано 21 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, все предписания исполнены.

Проведено 3 внеплановых проверок, по итогам, проведения которых были выявлено 1 нарушение Закона о контрактной системе.

Кроме этого, одним из направлений деятельности Севастопольского отдела Крымского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2021 году в Севастопольского отдела Крымского УФАС России поступило 146 обращений о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (в 2020 году 655 обращений), по результатам рассмотрения, которых принято 81 решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Управлением в 2021 году при осуществлении контроля в сфере закупок вынесено 305 постановлений о наложении штрафов по КоАП РФ (в 2020 году вынесено 407 постановлений). Величина наложенных Севастопольским отделом Крымского УФАС России штрафов составила 3 302,69, сумма уплаченных штрафов составляет 1 988,39 руб.

Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере закупок, за совершение которых Севастопольским отделом Крымского УФАС России было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, являются:

- утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок - ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ;

- непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

 

Правоприменительная практика Севастопольского отдела Крымского УФАС России по контролю за соблюдением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.

Еще одним направлением деятельности Крымского УФАС России является контроль торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалоб на которые осуществляется в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2021 году поступило 239 жалоб:

- возвращено 52 жалоб,

- отозвано 23 жалобы,

- необоснованными было признано 104 жалоб,

- обоснованными - 44 жалобы.

Выдано 32 предписаний об устранении нарушений Закона о закупках – все предписания исполнены.

Наиболее частым нарушением, выявляемым Управлением при рассмотрении соответствующих жалоб, является составление документации о закупке с нарушением законодательства: не установлена потребность Заказчика в характеристиках закупаемого товара.

 

Правоприменительная практика Севастопольского отдела Крымского УФАС России

по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства за 2021 год.

 

Отделом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и  г. Севастополю в 2021 году рассмотрено 503 жалоб.

Наиболее распространенным нарушением является нарушение субъектом естественных монополий ФГУП «102 ПЭС» МО РФ сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Также к наиболее частым нарушениям в рассматриваемом периоде можно отнести:

- несоблюдение сроков выдачи документов по технологическому присоединению к электрическим сетям;

- нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (отключение от электроэнергии).

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется правилами, в случае с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ - Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в рамках своих полномочий и в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ответственность за нарушение указанных Правил предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

Севастопольским отделом Крымского УФАС России за 2021 года возбуждено 94 административных производств (в 2020 году 30), из них 553 дел по статьи 9.21 КоАП РФ. Величина наложенных Крымским УФАС России штрафов составила 38 395 сумма уплаченных штрафов составляет 4 975 руб.

 

Севастопольским отделом Крымского УФАС России было рассмотрено 2 дела о нарушении Закона о защите конкуренции.

1. в отношении  ГУПС «Севавтотранс» по факту нарушения нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании ГУПС «Севавтотранс» контрагентам экономически невыгодных и необоснованных условий при заключении договоров комплексного оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры.

2. в отношении ООО «Европейский центр судебных экспертов» (ИНН 9203547797) нарушения части 1 статьи 14.4, части 1 статьи 14.6  Закона о защите конкуренции, выразившихся в приобретении и использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО«Европейский центр судебных» (ИНН 7814419682).

Решение и предписание по делу вступило в силу, в отношении должностного лица ООО «Европейский центр судебных экспертов вынесено постановление о наложении штрафа по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в размере 20 тысяч рублей, штраф исполнен, вместе с тем, на юридическое лицо наложен штраф в размере 50 000 тысяч рублей однако штраф не исполнен, рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении юридического лица  ООО «Европейский центр судебных экспертов» по статье 20.25 КоАП РФ.

 

Итоги деятельности Севастопольского отдела Крымского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 2021 год

Отделом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и  г. Севастополю в 2021 году рассмотрено 53 жалобы. 

Нарушения в сфере рекламы и ответственность за них предусмотрена Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ  "О рекламе".

По факту выявленных нарушений, Крымским УФАС России возбуждено 8 дел о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  "О рекламе" из них .

К наиболее частым нарушениям в рассматриваемом периоде можно отнести:

- реклама об оказании банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности без наличия лицензии Центрального Банка России

- распространение рекламных материалов в печатных изданиях без пометок «Реклама», «На правах рекламы».

 

Наверх