Доклад о правоприменительной практике Крымского УФАС России
28 июля 2020, 10:05
Тип документа:
Доклады

Основные тенденции в правоприменительной практике Крымского УФАС России.

 

 

 

2017

2018

2019

Поступило обращений в рамках Закона о контрактной системе

4351

4510

3156

Из них жалоб на действия Заказчиков

4141

4076

2508

Количество жалоб признано обоснованными/частично обоснованными

1513

1706

898

Выявлено нарушений

5442

1799

957

Проведено внеплановых проверок

161

138

148

Рассмотрено обращений о включении в РНП

210

434

648

из них включено в РНП

113

266

249

из них отказано во включении в РНП

97

168

399

 

 

В 2019 году рассмотрено 2508 жалоб, что на 38% жалоб меньше чем в 2018 году (4076 жалоб).

Треть из них признаны обоснованными и частично обоснованными

Увеличилось количество обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков почти на 50%, таких обращений в 2019 году.

Снижение количества жалоб мы обуславливаем двумя факторами:

-повышение уровня грамотности Заказчиков;

-существенные изменения в 2019 году.

Напомню, что в 2019 году:

- все закупки были переведены в электронный вид,

-изменились дополнительные требования к участникам закупок строительных работ,

-сократили сроки обжалования закупок. Участник вправе направить жалобу в течение 5 дней (а не 10) с даты публикации в ЕИС протоколов, связанных с закупкой.

 

-предельный размер одной закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вырос до 300 тыс. руб.

 

- сократили сроки проведения аукционов;

НМЦК "коротких" аукционов увеличили до 300 млн. руб. срок размещения извещения остался прежним-  7 календарных дней до даты окончания подачи заявок. Аукцион проходит на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

- стало легче проводить "строительные" аукционы;

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. извещение можно разместить за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Требуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

 

 

 

 

 

 

Так, среди наиболее распространённых нарушений были отмечены:

 

-сокращение сроков подачи заявок. Обязательно необходимо учитывать при размещении информации сроки прохождения казначейского контроля.

АС Центрального округа по делу А83-16173/2018 от 15.10.2019

Поскольку Закон о контрактной системе не регулирует порядка исчисления сроков, установленных этим Законом, применению подлежит порядок, установленный гражданским законодательством.

При таких обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями (в их системном единстве и взаимосвязи), а также требованиями статей 190, 191, 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд округа приходит к выводу, что срок окончания подачи заявки на участие в торгах должен истекать 05.07.2018 в 24 часа, а не в 09 час. 00 мин.

Направление заказчиком дополнительной информации в части изменения проекта документа 19.06.2018 не свидетельствует об исполнении обязанностей, предусмотренных частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку окончательное исполнение данной обязанности фиксируется именно размещением на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона.

Суды двух инстанций не учли, что обязанность установленная для заказчика законодателем в части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе направлена на соблюдение прав потенциальных участников закупки, предоставляя им достаточное время для подготовки к участию в электронном аукционе и не предполагает уменьшение данных сроков. В этой связи исчисление срока предусмотренного частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе исчисляется именно с момента фактического размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона.

При таких обстоятельствах суд округа не соглашается с выводами судов двух инстанций о соблюдении заказчиком требований части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в связи с чем у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения Крымского УФАС в этой части незаконным.

 

-избыточные требования к характеристикам товаров, которые могут быть получены участником только после приобретения товара и проведения его испытаний;

-размещение информации в форматах непригодных для осуществления поиска, копирования и печати части фрагмента этих данных (например, в формате jpeg);

-установление чрезмерно сложной и запутанной инструкции по заполнению заявок;

В Крымское УФАС России обратился участник закупки, которого отклонила комиссия Заказчика из-за неправильного прочтения инструкции.

В Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе указано на то, что в случае, если в наименовании показателя присутствует обобщающее слово или фраза в единственном числе, после которого (-ой) стоит знак ":" и значение параметра эквивалентности разделены через символ "," (запятая), в таком случае участник должен выбрать только одно конкретное значение параметра товара. При этом запятая означала необходимость предоставления всех значений.

Жалоба была признана обоснованной, выдано предписание на пересмотр заявок.

Как подтвердил суд описание объекта закупки (техническое задание), с учетом Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, должно восприниматься именно с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, а не как его лингвистическое толкование само по себе.

При пересмотре заявок цена контракта была снижена в 3 раза.

Начальная цена порядка 12 млн рублей. По итогам пересмотра заявок сумма контракта почти 4 млн рублей.

АС Центрального округа по делу № А83-15056/2018

-публикация проектно-сметной документации в неполном объеме;

-опубликование закупки по капитальному ремонту по правилам «обычного» аукциона;

-установление излишних требований к товарам, «заточка» документации под конкретного поставщика;

 

Наверх